Технический осмотр без обращения в мастерскую
После зимнего простоя каждый велосипед нуждается в плановом осмотре и при необходимости – техническом обслуживании. Это нужно делать для своевременного обнаружения проблем, так и просто, чтобы велосипед давал хороший накат. В этом материале мы опишем алгоритм планового технического осмотра, который поможет с комфортом и без проблем отъездить весь сезон.
Проверяем колеса
Технический осмотр традиционно начинают с диагностики колес.
1) Проводят визуальный осмотр и оценивают степень износа покрышек. Если на заднем колесе протектор стерся сильнее – это нормально. Не лишним будет также внимательно осмотреть резину на предмет трещин, порезов и грыж.
2) Камеры накачивают выше среднего и проверяют, как они перенесли зиму.
3) При использовании бескамерок перед началом сезона в колеса заливают свежую порцию герметика. Чистку покрышки от старого герметика производят по желанию.
Проверяем натяжение спиц
Второй способ. Даже если колеса не люфтят, не лишним будет снять их с велосипеда и вручную покрутить оси. Они должны вращаться мягко, без рывков и посторонних звуков. Если вы слышите характерное похрустывание, скорее всего, пришло время заменить густую смазку и заодно посмотреть состояние подшипников.
Первый способ. Переворачиваем велосипед и, удерживая раму, шатаем колесо вправо-влево. Если есть люфт – это неправильно. В этом случае колесо снимают и пробуют слегка затянуть конуса на оси.
Определяем, в каком состоянии втулки
В профессиональных веломастерских для этих целей используют специальный инструмент, но, если вы не готовите свой велосипед к гонкам или не спицуете колесо с нуля, реальной необходимости в нем нет. В большинстве случаев достаточно обычной проверки «на ощупь». Спицы попарно сжимают пальцами, оценивая равномерность их натяжения по всему колесу.
Проводим диагностику тормозов
Важность этой велосипедной системы не нуждается в комментариях. Тормоза должны работать точно и безотказно, поэтому во время ТО им уделяют особое внимание.
Проверяем состояние гидролинии
Гидравлические системы более требовательны к качеству обслуживания. Их диагностику начинают с внимательного осмотра тормозных ручек и обоих калиперов на предмет подтеков. Если таковые имеются – это тревожный сигнал, с большой долей вероятности свидетельствующий о неисправности тормозов.
Далее проверяем корректность работы гидролинии и наличие воздуха в системе. Самый простой способ это сделать не выезжая на улицу – поставить велосипед вертикально на заднее колесо и интенсивно понажимать на ручки – 10-15 раз. Рычаги не должны менять глубины просадки и доставать до грипсов. Если такое происходит, это повод заново прокачать тормоза, т.е. заменить жидкость в гидролинии. В целом, вне зависимости от качества модуляции, такую процедуру рекомендовано проводить раз в год.
Оцениваем износ колодок
Все зависимости от того, какой тормозной системой оснащен велосипед, проверка износа колодок и при необходимости их замена – обязательная составляющая сезонной диагностики.
С вибрейками, шоссейными клещами или кантилеверными тормозами все относительно просто – износ колодок здесь оценивают на глаз. На каждой колодке есть углубления. Помимо прочего они служат хорошим индикатором износа. Если бороздок почти не осталось – время менять комплектующие.
16.05.2022